?

Log in

No account? Create an account
Записки проводника. (продолжение,4) - wsw62

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> "РОССИЯ" - Главный поезд страны!

June 28th, 2010


Previous Entry Share Next Entry
05:11 pm - Записки проводника. (продолжение,4)

4. И все-таки, кто такой проводник Российских железных дорог?!


В исторической практике проводник (замечу именно мужчина) классных (пассажирских) вагонов это не просто «обслуга», а он выполнял, прежде всего, представительские функции, был лицом железных дорог (в царское время – различных частных акционерных обществ). Для него, как и для практически всех тогда работающих на железной дороге обязательным было ношение формы с нагрудной эмблемой, техническими знаками и другими атрибутами. Это был не просто «подай – принеси», а образованный и технически грамотный железнодорожник. Он должен был иметь часы, чтобы отслеживать движение поезда, информировать пассажиров о прибытии, стоянках на станциях и отправлении, если была задержка, то по какой причине. Кстати, топить печку в его обязанности не входило. Истопник был совершенно другим человеком. Это уже в советское время, когда все смешалось, в том числе исчезла классность вагонов и статус проводника резко понизился, проводник должен был заниматься еще и отоплением в вагоне. И все-таки, каким бы ни был вагон, «столыпинским» (для перевозки заключенных) или мягким, проводник всегда был ключевой фигурой пассажирских перевозок на железных дорогах страны. Отдельно хочется сказать о проводниках в годы Великой Отечественной войны. Тот же фронт, то же военное положение, те же экстремальные условия работы, потому как железная дорога всегда считалась полувоенной организацией с жесткой дисциплиной и управленческой иерархией по военному образцу. Железные дороги в годы войны работали в особом режиме. Вся имеющаяся железнодорожная техника была задействована на 100%, включая не только грузовые вагоны и паровозы, но и весь уцелевший парк пассажирских вагонов. По возможности, приспособив классные вагоны под санитарные поезда, организовав движение людских и воинских эшелонов, железнодорожники выполняли  колоссально трудную миссию - быть связующим звеном фронта и тыла, а также всей страны.

Здесь уместно вспомнить моего деда, Иван Ивановича. В 38 году окончив железнодорожный техникум в Москве, по распределению был направлен на работу в вагонное хозяйство станции Орел. В годы Великой Отечественной войны получив «бронь» и отправив жену с двумя маленькими ребятишками в эвакуацию в Пензенскую область, он был главным кондуктором воинского эшелона. Многое повидав за годы военного лихолетья, мой дед на своем железнодорожном посту выполнял священный долг по защите Отечества. И я горжусь, что у меня был такой дед – настоящий железнодорожник по праву с гордостью носящий звание «Почетный железнодорожник», которое он действительно заслужил самоотверженный трудом.

Окончилась война. Мирная жизнь стала налаживаться, особым показателем ее был ежегодный рост числа пассажирских поездов.  Простые и курьерские, международные и межобластные, а в каждом вагоне любого поезда проводник. Согласитесь, приятно видеть человека на своем месте. Не просто бабу Машу («Эй, ты, куда пошел?!») или размалеванную «куклу» в мини-юбке, а проводника действительно соответствующего статусу поезда и вагона, по-настоящему компетентному не только в железнодорожных правилах, но и умудренному поездным опытом, знанием вагона, маршрута и человеческих душ. Тогда и поездка будет приятной и необременительной, и впечатления – незабываемыми.


(Leave a comment)


> Go to Top
LiveJournal.com